Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

День 1-й: Санта Мария Маджоре – Колизей – площадь Венеции - вечерний Рим

Наш самолет приземлился в аэропорту Леонардо да Винчи около полудня. В здании аэровокзала уже ждал Олег, который с комфортом довез нас на своей машине до гостиницы. Мы договорились встретиться с ним вечером, после того как он закончит работу, а до этого нам предстояло самостоятельное знакомство с  основными достопримечательностями Рима.

Из гостиницы мы вышли в начале второго. Решили не тратить время на обед, а просто взять навынос в ближайшем кафе панини с рыбой и бутылку минералки.

Наш отель располагался в 3-х минутах ходьбы от площади Республики (Piazza della Repubblica). Именно туда мы и направились, чтобы осмотреть фонтан Наяд и полюбоваться на фасад Базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, возведенной (как предполагают) по проекту великого Микеланджело. Затем, удобно устроившись на бордюре фонтана, мы съели наши сэндвичи и довольные собой отправились дальше.

Санта Мария Маджоре

От площади Республики по via Torino мы дошли до всемирно известной базилики. Санта Мария Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) – самый большой храм Рима, возведенный в честь Девы Марии. По легенде в августе 4-го века нашей эры папе Либерию во сне явилась Богородица и велела заложить церковь на том месте, где назавтра будет лежать снег (это летом, в Средиземноморье!). Сон сбылся, и величественный храм был построен. В последующие века он еще неоднократно перестраивался, а последняя реконструкция состоялась в 18-ом веке. Несмотря на это, в Базилике сохранилось много первозданного, например, мозаики с ветхозаветными сюжетами, датируемые 5 – 6 веками, потолок, покрытый золотом, привезенным Колумбом из Нового Света.

Это – неповторимое по красоте и величию место. Обязательно включите его в свой туристический маршрут. Посидите хоть немного на одной из скамей храма, проникнитесь его атмосферой, задумайтесь о вечном.

Колизей (амфитеатр Флавиев)

К самому грандиозному строению древнего мира, сохранившемуся до наших дней, мы пошли пешком: сразу по via Merulana, а затем свернули на viale del Monte Oppio, которая привела нас в парк Колле Оппио (Parco del Colle Oppio). Парк расположен на южном склоне Эсквилинского холма, спускаясь с которого открывается неплохой вид на Колизей. Здесь также можно увидеть руины древних терм. В остальном парк показался нам непримечательным. Возможно, в Колле Оппио хорошо отдохнуть после посещения Колизея и Римского форума. Но лучше это сделать в светлое время суток, так как вечерами здесь собирается не пользующаяся доверием публика.

Олег отговорил нас посещать Колизей, сказав, что внутри нет ничего интересного, а всю мощь и грандиозность этого строения можно прочувствовать, только наблюдая его со стороны и с хорошего расстояния. Мы ему поверили на слово и не стали искать, где заканчивается очередь желающих попасть внутрь самой культовой достопримечательности Рима.

Мы вдоволь налюбовались видами Колизея с Эсквилинского холма. Затем неспешно обошли вокруг самый большой амфитеатр всего античного мира, дивясь его невероятным размерам и гению древних архитекторов. По оценке специалистов, Колизей мог вмещать в себя более 50 тысяч посетителей. А 80 входов, равномерно располагающиеся по всему периметру строения, позволяли такому огромному количеству народа войти в здание и покинуть его всего за 10-15 минут.

За Колизеем, по пути к Палатину, располагается самая старая и самая большая из сохранившихся триумфальных арок Рима – арка Константина. Она построена в 4-ом веке нашей эры. Однако большинство барельефов арки гораздо старше ее самой, так как позаимствованы у более древних монументов. Мы не могли отказать себе в удовольствии осмотреть и сделать несколько фотографий этой достопримечательности.

Около Колизея расположено еще два интересных туристам объекта – холм Палатин и Римский форум. При желании на все три достопримечательности можно купить единый входной билет. Однако зимой посещение следует планировать на первую половину дня. Мы, например, подойдя к воротам Палатина в начале пятого вечера, обнаружили их закрытыми. Кассы Римского форума тоже не работали. Нам не оставалось ничего другого, как отправится к следующему пункту нашего маршрута.

Площадь Венеции

Мы пошли по Via dei Fori Imperiali. Эта улица достойна отдельного упоминания. Она весьма популярна у туристов, так как соединяет Колизей и Пьяцца Венециа. Фори Империали была построена по приказу Бенито Муссолини прямо поверх уникальной археологической зоны, с целью «объединить» символы древней и современной империи.

Сейчас по обе стороны улицы можно увидеть развалины Римского и Императорских форумов, а сама она представляет собой своеобразную сцену под открытым небом, на которой одновременно выступает множество уличных музыкантов и «живых статуй».

Уже смеркалось, когда мы вышли на самую красивую площадь Рима -  Площадь Венеции. Назвали ее в честь расположенного здесь дворца, являвшегося некогда представительством Венецианской республики в Риме. Палаццо Венециа, возведенный кардиналом Павлом II во второй половине 15 века, представляет собой памятник архитектуры эпохи Возрождения. Внешне он лаконичен и, на наш взгляд, может привлечь внимание только искушенного туриста.

Настоящей жемчужиной Площади Венеции является Витториано – впечатляющий белоснежный монумент, воздвигнутый в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила Второго. На вершине здания располагается одна из лучших смотровых площадок «вечного города». С нее открывается изумительный вид на саму площадь и центральные улицы Рима.

На одной из таких улиц, а именно на левой стороне via del Corso, мы договорились встретиться с Олегом, чтобы продолжить знакомство с «городом на семи холмах» уже в сопровождении эрудированного экскурсовода.

Прогулка по вечернему Риму

Олег привел нас на Площадь Минервы (Piazza della Minerva). Первым делом мы зашли в церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (Святая Мария над Минервой). Внешне базилика очень скромная, но ее внутреннее убранство нас потрясло - великолепные фрески, картины знаменитых итальянских мастеров, статуя стоящего с крестом Христа работы Микеланджело.

На Piazza della Minerva есть и другие достопримечательности:

• Рядом с церковью находится доминиканский монастырь, в котором в 17-м веке заседал «святой отдел расследований еретической греховности» (нам больше известный как «святая» инквизиция). Именно здесь Галилео Галилей был принужден отречься от своих «заблуждений».
  • А в центре площади стоит монумент работы Бернини – мраморный слон, с водруженным на спину древнеегипетским обелиском, возраст которого превышает 2000 лет (датируется 4-ым веком до н.э.).

К Площади Минервы примыкает Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda), куда мы далее и отправились, чтобы осмотреть Пантеон. Это – инженерное чудо античности. Вплоть до 19-го века купол ротонды Пантеона был самым большим в мире. Поражает все – монументальные бронзовые ворота, колоссальные колоны, огромное внутреннее пространство. Здесь нашли свой последний приют многие выдающиеся итальянцы. Олег сразу же повел нас к саркофагу великого Рафаэля, затем показал захоронения королей - Виктора Эммануила II и Умберто I. В «храме всех богов» нет окон, при этом света там достаточно – он проникает через 9-ти метровое отверстие в куполе. Мы специально вернулись в Пантеон в дневное время, чтобы увидеть его знаменитый световой столб.

Последним пунктом нашего вечернего маршрута была Площадь Навона (Piazza Navona) – прекраснейший образец стиля барокко в Риме. Несмотря на позднее время, там было многолюдно и шумно. Сразу мы осмотрели знаменитые фонтаны площади. Как и стоило ожидать, наибольшее впечатление произвел Фонтан Четырех Рек работы Бернини, символизирующий Ганг (Азия), Дунай (Европа), Нил (Африка) и Ла-Платы (Америка). Некоторые его скульптуры позабавили, например,  лев, лакающий воду как обычный кот, или крокодил, больше похожий на мистическое существо, нежели на аллигатора – оно и понятно, ведь знаменитый зодчий в глаза не видел ни льва, ни крокодила, вот и дал волю фантазии.

Олег рассказал интересную историю Piazza Navona и байку о конфликте Бернини и Борромини - двух великих итальянских архитекторов, создавших облик площади. Именно Борромини было поручено строительство одной из самых изящных церквей Рима - Базилики святой Агнессы (Sant’Agnese in Agone). Ее посещением мы завершили нашу прогулку по Piazza Navona и вечернему Риму.

День 2-ой: музеи Ватикана – via Cola Di Rienzo