Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

День 4-й: Онфлёр - Этрета – Руан

Онфлёр (продолжение)

С утра пораньше мы отправились на площадь Святой Екатерины, чтобы увидеть ее постройки при дневном свете и оценить внутреннее убранство церкви Святой Екатерины. Надо сказать, что с погодой нам не повезло – утро выдалось дождливым и мрачным. Потому, бросив лишь беглый взгляд на симпатичные домики, мы поспешили зайти внутрь храма. Внутри он еще больше напоминал перевернутый корабль и, несмотря на всю простоту убранства, произвел сильное впечатление. Было ощущение, что мы перенеслись в прошлое. Говорят, местные рыбаки приходят сюда помолиться перед выходом в море, точно так, как это делали их далекие предки 6 веков назад.

Перед тем как покинуть Онфлёр, мы решили совершить восхождение на холм Грас. Не удивляйтесь, что мы на это решились в дождливую и пасмурную погоду. Просто очень уж хотелось увидеть знаменитый Мост Нормандии и обещанные путеводителями великолепные виды на устье Сены, Ла-Манш и порт Гавра. Да и глубоко в душе мы надеялись, что пока дойдем до вершины, погода смилостивится над нами, и сквозь тучи выглянет солнышко. Несмотря на то, что наши надежды не оправдались, мы не пожалели о потраченном времени. Виды в дымке впечатлили нас. Но наибольшее впечатление произвел Мост Нормандии - один из самых длинных подвесных мостов в мире (более 2 километров), пересекающий устье Сены и соединяющий Онфлёр с Гавром. Кроме того на холме мы обнаружили симпатичную часовню Богоматери Notre-Dame de Grace, датируемую 17 веком.

Нам очень не хотелось уезжать из Онфлёра. Скажем больше, мы бы с удовольствием пожили здесь недельку-другую, если бы у нас было время. Но его не было. А по плану нам предстояло путешествие длиной в 50 км в самое живописное место на побережье Ла-Манша.

Этрета

Это – небольшой городок, расположенный на так называемом Алебастровом берегу Франции, тянущемся вдоль Атлантики неприступной грядой меловых скал. Эта живописная стена имеет несколько «разрывов», в одном из которых и возникла Этрета. По приданию первое поселение здесь основали еще викинги. Римляне через это место проложили достаточно оживленный торговый путь. А в 19 веке тихая рыбацкая деревушка стала элитным курортом, благодаря пейзажам изумительной красоты и вниманию деятелей искусства. Здесь жили и творили писатели Дюма, Гюго, Мопассан, построил дом композитор Оффенбах. Это место очень любил знаменитый импрессионист Моне.

В наши дни Этрета является крупным туристическим центром Франции. Хотя слово «крупный» к этому милому городку совсем не подходит. В нем проживает чуть более полутора тысяч человек. Здесь всего четыре основные улицы, а административный центр от окраин отделяют несколько кварталов.

Центром города является Place Maurice Guillard (площадь Мориса Гийяра), на которой мы и припарковали свою машину. Тут сконцентрировались все значимые муниципальные объекты - мэрия, библиотека и отделение полиции. А еще сюда прибывают автобусы, привозящие в Этрету многочисленных туристов (к сожалению, с городом нет железнодорожного сообщения).

Осмотрев площадь, мы пошли в направлении набережной (или пляжа) по Rue Monge. И уже через пару минут оказались в историческом центре города – на Place Marechal Foch (площадь Марешаль Фош). Здесь стоит обратить внимание на крытый рынок - деревянное здание с башенкой на крыше. Оно датируется началом 20 века и является реконструкцией находящегося здесь ранее павильона старого рынка. Перед ним развивается французский и американский флаг, а в центре площади располагается стела, напоминающая о высадке союзных войск в Нормандии летом 1944 года. На противоположной рынку стороне Place Marechal Foch можно увидеть симпатичную таверну La Taverne des deux Augustins (Два Августина), которая открыла двери для первых посетителей еще в середине 19 века и работает до сих пор.

Далее мы вышли на бульвар Президента Рене Коти (Boulevard du President Rene Coty). Здесь расположены наиболее интересные с эстетической и архитектурной точки зрения постройки Этреты. Среди них «Усадьба Саламандры» - пожалуй, самое примечательное здание города. Кажется, что оно построено в Средние века, но это не так – ему чуть более ста лет. Дело в том, что усадьба возведена не только по подобию дома торговца свечами из французского городка Лизьё, но и из древесины, полученной при разборе этого самого дома, датируемого 14 веком. А вот замечательные резные фигурки и орнаменты, украшающие усадьбу, скопированы с другого здания из Лизьё, которое как раз и носило называние «Усадьба Саламандры».

По бульвару мы вышли к набережной Этреты. Она делится на несколько террас, каждая носит имя известного французского художника или писателя. Отсюда открывается чудесный вид на Ла-Манш и скалы, в которых вода и ветер проделали удивительные арки - La Falaise d'Amont или «Утёс, стоящий выше по течению» (справа) и La Falaise d'Aval или «Утёс, стоящий ниже по течению» (слева).

Надо сказать, что погода лучше не становилась - моросил дождь, дул холодный ветер. Потому мы решили не тратить время на прогулку по пляжу, а прошли направо, вдоль террасы имени французского художника Эжена Будена. Дойдя до конца променада, обнаружили лестницу, ведущую к скале д´Амон. Очутившись наверху мы, прежде всего, полюбовались великолепным видом через залив на скалу д´Аваль, а также панорамой города, который был перед нами словно на ладони. Затем дошли до каменной часовни Нотр Дам дела Гард. Эта часовня была отстроена заново уже после войны. Строение примечательно необычными горгульями в виде тюленей (хотя некоторые источники называют эти создания дельфинами). Далее по указателям мы добрались до самой скалы. Отсюда открывались удивительные виды Алебастрового берега. Очень не хотелось расставаться с чарующими пейзажами, но погода продолжала портиться, и мы поспешили увидеть другие достопримечательности. Для этого вернулись к часовне, за которой нашли напоминающий иглу монумент, воздвигнутый в честь смелых летчиков Шарля Нэнжессери и Франсуа Коли. Авиаторы погибли при попытке пересечь Атлантику в 1927 году. Рядом расположен, посвященный им музей, но его посещать мы не стали, а вернулись по лестнице на променад.

Теперь наш путь пролегал к скале д´Аваль. Для этого пришлось преодолеть все пять террас набережной Этреты – после террасы Будена, следовали участки променада имени писателя Мориса Леблана и знаменитого импрессиониста Клода Моне, а затем – эспланады, названные в честь Шарля Тома и художника Гюстава Курбе. Дойдя до конца последней террасы, мы начали второе восхождение: сразу по лестнице, а потом – вдоль посыпанной щебнем тропинки. Надо сказать, что мокрый щебень очень скользкий, потому путь к вершине нам стоил изрядных усилий. Но наши труды были вознаграждены - несмотря на свинцовые тучи и полное отсутствие солнца, нам открылись потрясающие виды на залив, набережную Этреты, скалу д´Амон (через залив) и скалу Ля Маннпорт, которую невозможно увидеть с набережной.

В очаровательном городке Этрета мы пробыли около трех часов. Этого времени нам хватило еще на посещение местной блинной (Creperia) и покупку гостинцев. Конечно, если бы погода не была дождливой и ветряной, мы бы больше времени посвятили прогулке по скалам, а может быть и посетили бы пещеру Trou a l’Homme, чтобы через нее попасть на пляж Jambourg, появляющийся только во время отливов. Но, все сложилось, как сложилось. Мы ни о чем не жалели. Промокшие, но сытые и довольные полученными впечатлениями, мы отправились в последний пункт нашего маршрута.

Руан

Проехав примерно 90 км, мы через полтора часа уже парковали машину около своей гостиницы в Руане. Панораму этого города мы видели в первый день нашего путешествия, когда в силу обстоятельств заехали на холм Святой Катерины (Cote Sainte-Catherine). А сегодня нам предстояло прогуляться по его историческому центру.

История города берет начало в античные времена, когда на месте современного Руана появилось поселение кельтов - Ратумакос. В римскую эпоху укрепленное поселение превратилось в город Ротомагус, который впоследствии стал крупным административным центром Галии. В 9 веке город был завоеван норманнами, сделавшими его столицей своего герцогства. В средние века Руан процветал и стал одним из крупнейших городов Европы. В начале 13 века после продолжительной осады столица Нормандии была занята войсками Французского Королевства. Через два столетия, во время Столетней войны, Руан оккупировали англичане, господствовавшие здесь в течение 30 лет. Именно в период правления англичан, в 1431 году, в Руане судили и сожгли на костре знаменитую Орлеанскую деву - Жанну д’Арк. В середине 15 века Руан снова стал французским. С тех пор город пережил еще множество войн, конфликтов, гонений и разрушений, но каждый раз возрождался буквально из пепла. Последние значительные разрушения ему были нанесены во Вторую мировую войну, во время бомбардировок союзников. 15 лет понадобилось строителям и реставраторам, чтобы восстановить его уникальные соборы и старинные светские строения, центр Руана снова стал таким, как 500 лет тому назад.

Наш отель находился недалеко от железнодорожного вокзала. Хотя на город уже спускался вечер, мы решили до центра дойти пешком. Путь пролегал по широкой улице Жанны д’Арк (rue de Jeanne d’Arc), не сворачивая с которой, минут через 20 мы должны были попасть на знаменитую улицу Больших часов (Rue de Gros-Horloge).

Где-то на середине пути мы увидели сквер Вердрель (Square Verdrel). Сам по себе сквер не представляет ничего интересного – милое место, но не более. Зато рядом с ним находится «квартал музеев» Руана. Это и музей керамики, разместившийся в здании 17-го века Hotel d'Hocqueville. И музей изящных искусств, в экспозиции которого можно увидеть работы французских импрессионистов, в том числе знаменитые этюды Моне с изображением Руанского собора. За зданием музея изящных искусств расположился музей кузнечного дела и церковь Сен-Годар. А побродив по прилегающим к «кварталу музеев» и скверу Вердрель улочкам, мы натолкнулись на Башню Жанны д´Арк. В интернете можно найти информацию, что именно в этой башни находилась в заточении Жанна д´Арк. Но это не соответствует действительности. На самом деле башня – это единственное, что сохранилось от руанского замка 12-го века и в ней размещена экспозиция, рассказывающая о средневековой жизни города. За неимением времени в музеи мы заходить не стали, просто полюбовались архитектурой зданий и двинулись дальше. Но не вернулись на Rue de Jeanne d’Arc, а, влекомые симпатичными фахверковыми домиками, вышли на Rue Beauvoisine, плавно переходящую в Rue des Carmes.

Минут через 10 мы уже были на Соборной площади (Place de Cathedrale) и лицезрели жемчужину Руана – Собор Нотр-Дам (Cathedrale Notre-Dame). Невероятный, впечатляющий, величественный, торжественный, изящный - не хватает слов, чтобы описать этот храм. И не будем тратить наше и ваше время на длинное описание. Приведем только несколько интересных фактов о Руанском соборе и подскажем, на что надо обратить внимание при его посещении.

• Строительство храма было начато в 1020 году и длилось почти семь веков. Самыми старыми элементами собора являются крипта и башня Сен-Ромен (Римская башня). Спустившись в баптистерий, расположенный под башней Сен-Ромен, можно увидеть древнейшую часть храма.
  • Высота шпиля собора составляет 151 метр, что позволило храму в 19 веке в течение 4 лет считаться самым высоким зданием в мире.
  • Обязательно обойдите Руанский собор со всех сторон и внимательно осмотрите великолепные барельефы его порталов (входов в храм). А зайдя внутрь, обратите внимание на синие витражи потрясающей красоты.

Налюбовавшись Cathedrale Notre-Dame, мы еще немного побродили по Соборной площади, где наше внимание привлекли красивые фасады зданий, в которых расположились туристическое бюро и аптека. А затем прогулялись по близлежащим улочкам – Св. Николая (Rue Saint-Nicolas), Шануэн (Rue des Chanoines) и Сен-Ромэн (Rue Saint-Romain). Получили большое удовольствие от этой короткой прогулки - словно окунулись в Средневековье.

Вернувшись на Place de Cathedrale, мы пошли по самой известной пешеходной улице Руана – улице Больших часов (Rue de Gros-Horloge). Это – старейший проспект Руана, застроенный симпатичными фахверковыми домиками, на многих из которых установлены мемориальные доски. Но основной достопримечательностью улицы, несомненно, является часовая башня 16 века, украшенная Большими астрономическими часами. Часы старше баши на два столетия и датируются 1389 годом. У них только одна часовая стрелка. Над циферблатом можно увидеть серебряный шар, показывающий фазы луны. А под циферблатом, в вырезанном секторе, каждый день сменяют друг друга фигурки, символизирующие дни недели. Выглядят часы очень впечатляюще. Они по праву являются одной из визитных карточек Руана. Обратить внимание стоит также на арку часовой башни. Вернее на ее потрясающие барельефы.

Миновав арку, мы свернули направо (на Rue Jeanne d’Arc) и очутились перед Дворцом правосудия. Здание построено в конце 15 века в редком для светского строения готическом стиле. Некогда здесь заседал парламент Нормандии, а ныне располагаются музеи, библиотека, а также все еще проходят судебные заседания. Желающие увидеть интерьер этого впечатляющего здания могут обратиться в туристическое бюро Руна, которое организует экскурсии по Дворцу правосудия.

У нас, к сожалению, не было время на экскурсии, потому мы вернулись улицу Больших часов, по которой дошли до площади Вье-Марше (Place du Vieux Marche) или площади старого рынка. Именно здесь была казнена Жанна д´Арк. На месте ее казни возвышается современная церковь, которая, на наш взгляд, плохо вписывается в органичную архитектуру старой площади. Place du Vieux Marche окаймляют симпатичные фахверковые домики. В них располагаются многочисленные кафе, рестораны и трактиры, один из которых – La Couronne – считается старейшим во Франции.

Сумерки все сгущались. Потому мы поспешили посетить последние значимые для нас достопримечательности Руана. Для этого мы вернулись к Руанскому собору по Медвежьей улице (Rue aux Ours). Советуем и вам не обойти эту улочку своим вниманием – разнообразие архитектурных стилей порадует ваш взор.

Пройдя мимо соборы и перейдя широкую Rue de la Republique, мы вышли к церкви Сен-Маклу. Прекрасный образец поздней готики. Светлая, воздушная, словно сотканная из ажурного кружева. Даже не верится, что средневековые каменщики (церковь датируется 1435 годом) могли сотворить такое чудо.

Пройдя два квартала вперед по Rue de la Republique (в направлении вокзала) мы очутились возле церкви Сент-Уэн. В первые секунды нам показалось, что мы чудным образом перенеслись к Руанскому собору. Но нет. Этот шедевр «пламенеющей готики» пытался соперничать с Cathedrale Notre-Dame, но не превзошел Руанский собор ни по размерам, ни по красоте. Церковь Сент-Уэн красива по-своему – легка и изящна, несмотря на свои внушительные размеры. Обязательно зайдите внутрь храма, чтобы увидеть его уникальные старинные витражи.

На город неумолимо спускалась ночь, сказывалась усталость, как физическая, так и ментальная – мозг уже просто отказывался принимать какую-либо новую информацию. Потому было решено поужинать и отправиться в отель.

Так подошло к концу наше короткое, но очень насыщенное путешествие по Бретани и Нормандии. Мы улетали с надеждой, что обязательно вернемся сюда снова, но уже недельки на две, чтобы лучше узнать и понять великолепную северную Францию.

В начало путешествия

День 3-й: Байё – Кан - Онфлёр